Рецензия на фильм "Стыд" с отзывами

poster-shame
Год: 2011
Страна: Великобритания
Жанр: драма
Бюджет: $6 500 000
Режиссер: Стив МакКуин
В главных ролях: Майкл Фассбендер, Кэри Маллиган

С первых же секунд становится ясно, про что будет фильм. Мужчина по имени Брэндон (Майкл Фассбендер) просыпается в своих апартаментах в полном одиночестве, поднимается с кровати и абсолютно обнаженным идет в сторону камеры. На экране в лучах утреннего солнца предстает во всей красе внушительное мужское достоинство мистера Фассбендера. Это лишь один из многочисленных эпизодов причинного места именитого актера, которым придется любоваться на протяжении всего фильма.

Вопрос: зачем с первых же в зрителя «тычут» мужским достоинством главного героя? Ответ: чтобы нам стало стыдно. Ведь в этом главная идея фильма – вызвать именно это чувство и тем самым понять, что чувствует персонаж.

В фильме с помощью калейдоскопа интимных похождений героя рассказывается история красивого, но несчастного мужчины, страдающего от неспособности контролировать свое сексуальное влечение. Он хочет все, что видит. Вокруг него бесконечная череда реальных и виртуальных проституток. Его Библия – глянцевые странички «Playboy».

У такого явления есть название – сексоголизм или эротомания. И это не достоинство и не признак повышенной сексуальности. Это болезнь. Сначала мужчина не ощущает всю серьезность своего состояния (он его стыдится, но ничего не предпринимает, чтобы поменяться). Крах наступает в тот момент, когда в его жизнь врывается родная сестра Сисси, непутевая певичка в исполнении очаровательной Кэри Маллиган. (кстати. актриса в интервью признавалась, что ее пугали съемки в этом фильме – что ж, понять ее можно).

Фильм очень морализаторский. В нем четко прослеживается граница между правильным и неправильным. Плохо ли это? С одной стороны, смущает категоричная позиция режиссера отделить черного и белого, без каких-либо полутонов. С другой стороны, в той теме, что поднимает «Стыд» и не бывает никаких серых пятен – здесь зло, несчастье, одиночество абсолютны.

Другое дело, виноват ли сам человек, который оказывается в ситуации, в которой оказался герой Фассбендера? Кто он – больной человек, жертва или самая последняя тварь? Тут ответ даст каждый для себя. Мне было жалко этого персонажа, и в то же время не мог отогнать от себя чувства отвращения и, конечно же, стыда.